Итоги сессии МДФ2014 в Государственной Думе ФС РФ на тему «Развитие малых инновационных организаций: перспективы и проблемы законодательного регулирования организации инновационных рабочих мест»

круглый стол «Развитие малых инновационных организаций перспективы и проблемы законодательного регулирования организации инновационных рабочих мест» 00331 марта в Государственной Думе ФС РФ прошел круглый стол «Развитие малых инновационных организаций: перспективы и проблемы законодательного регулирования организации инновационных рабочих мест». Инициатором мероприятия выступил Центр молодежных и предпринимательских инициатив «Поколение 2025», организатором – Совет по развитию предпринимательства политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе ФС РФ. Мероприятие было проведено в рамках подготовки к секции «Человеческий капитал как основа экономического роста» IV Московского Делового Форума «Партнерство. Лидерство. Перспективы» , который пройдет в Москве (“Президент-Отель” ) 14 мая 2014 года.

Открывая заседание, Председатель Комитета по энергетике Государственной Думы ФС РФ Иван Дмитриевич Грачёв поблагодарил приглашенных экспертов за участие и отметил, что с учетом экономической ситуации в стране очень важно привлекать общественное внимание к проблеме подготовки квалифицированных кадров. При этом успех модернизации российской экономики и ее поступательное развитие в ближайшие десятилетия будет напрямую зависеть от качества подготовки специалистов в высокотехнологичных отраслях. Так же он сказал о необходимости внесения законодательных инициатив в сфере инновационного бизнеса и защиты интеллектуальной собственности молодых предпринимателей и разработчиков НИОКР. Об инициативах бизнес сообщества в сфере инновационного предпринимательства и предстоящем обсуждении данной темы на площадке МДФ2014 выступила Диана Гуц, Президент Центра молодежных и предпринимательских инициатив «Поколение 2025», директор IV Московского Делового Форума «Партнерство. Лидерство. Перспективы». Активность предпринимателей сферы инновационного бизнеса получает в широких слоях населения серьезный положительный отклик, так как сам по себе инновационный бизнес представляет все большую неразрывную цепочку побед нашего государства в высокотехнологичных, прогрессивных направлениях. Диана Гуц привела в своем выступлении данные доклада “Социальная мобильность и социальные возможности” Всемирного банка , в котором отмечается , что благодаря росту зарплат и пенсий с 2001 года по 2010 доля среднего класса увеличилась с 27% до 60% , уровень бедности сократился с 35% до 10% , а к категории уязвимости относится не более 30% граждан . Также в докладе отмечается , что сейчас Россию будут ожидать замедление экономики . Скорость расширения среднего класса в сегодняшних условиях будет зависеть от государственной политики , направленной на создание новых производительных рабочих мест для молодежи , женщин и людей старшего возраста. В 2010 году на средний класс приходится более 70% всех доходов а экономике, в 2001 году эта цифра была 48 %. (в большинстве эти цифры получилось за счет увеличения трудовых доходов в гос. секторе)круглый стол «Развитие малых инновационных организаций перспективы и проблемы законодательного регулирования организации инновационных рабочих мест» 002
По мнению Дианы Гуц, чтобы не было стагнации в экономике следует сейчас создавать условия для молодежи и мы видим , что вопрос стратегии молодежной политики сегодня очень актуален , этой теме был посвящен первый день Красноярского экономического форума 2014. Были выведены 4 основные направления :
1. Организация занятости трудящейся молодежи в учреждениях НПО и СПО через студенческие отряды;
2. Организация системного подхода к развитию молодежных инициатив ( от «идеи» к «проекту»);
3. Наставничество, как форма неформального образования;
4. Понимание и определение роли талантов в социально-экономическом развитии РФ с учетом капитализации проектов. Это все не случайно, в 2012-2013 году по статистике более 320 000 молодых людей в возрасте до 25 лет покинули Россию , основная причина отъезда – не созданы условия для реализации своего потенциала ( ученые , творческая молодежь , изобретатели ). Государство озаботилось этим процессом, и в этом году 41 региону будут выданы субсидии в на реализацию региональных программ по переселению соотечественников, в частности 200 мил руб. на добровольное переселение соотечественников проживающих за рубежом . Например в Псковской области , переселение осуществляется в рамках программы – «Содействие занятости населения 2014-2020 гг» , из бюджета предоставляется материал на помощь в найме жилья в течении 6 месяцев. В области создан центр временного размещения переселенцев.
Второй важный аспект обучение в технических вузах. В ближайшем будущем страну ждет – кадровый голод, особенно в технических специальностях. Статистика вещь упрямая, в 2005 году в школу пошло в 2 раза меньше детей, чем в 1991 году . Готовиться новая реформа обучения техническим специальностям, которая позволит больше уделять практике в технических ВУЗах и облегчит поступление абитуриентов. Введение так называемого – прикладного бакалавриата, позволит обеспечить потребности рынка труда в квалифицированных исполнителях, в том числе способных работать на высоко технологичном оборудовании. В 2013-14 гг Министерство образования выделит 3677 бюджетных мест для 44 ВУЗов готовых готовить специалистов по новой схеме. Заказы на такие программы делают госкорпорации, например Росатом. К 2020 году Министерство образования собирается готовить более 30% студентов по такой прикладной программе, когда 50% всего времени обучения проходят на практике . Для популярности программы ВУЗам додадут право самим устанавливать проходной балл ЕГЭ. .
Выступивший от лица оргкомитета секции «Человеческий капитал как основа экономического роста» МДФ2014 главный редактор портала «GR-NEWS», руководитель департамента связи с государственными органами ЦМПИ «Поколение 2025»Денис Вечернин выразил мнение о необходимости консолидации всех общественных сил для подготовки поправок в действующее законодательство, которые должны стимулировать создание новых высокотехнологичных рабочих мести и подчеркнул, что особую активность в этом процессе должны проявлять молодежные общественные объединения и организации, а также учреждения высшего и среднего профессионального образования. круглый стол «Развитие малых инновационных организаций перспективы и проблемы законодательного регулирования организации инновационных рабочих мест» 001Лейтмотивом выступления Генерального директора компании «ЛоббиКонсалт», руководителя департамента консалтинга и права ЦМПИ «Поколение 2025» Алексея Ежова стало совершенствование правовой базы государства для формирования оптимальных условий стабильного развития бизнеса вовлеченного в инновационное предпринимательство. Выступающий уверен в том, что последовательное и систематическое внедрение законодательных норм, улучшающих положение предпринимателей – инноваторов, приведет к серьезному росту технического и технологического потенциала России. По мнению председателя правления конфедерации «Развития Человеческого Капитала» Валерия Оськина, устойчивое развитие инновационных предприятий невозможно без активации технологий по развитию человеческого капитала. Данный процесс должен идти в контексте улучшения подготовки и развития возможностей инновационного развития человеческих ресурсов и управления персоналом. Возможными решениями этих задач, по мнению эксперта, могут стать индексирование применяемых технологий и усиление кадровой работы в малом инновационном бизнесе. Директор Института Психогенетики Людмила Мосина в ходе своего выступления уделила особое внимание личностному развитию сотрудников, которое является ключевым фактором эффективности малых инновационных предприятий. В рамках круглого стола эксперты особо отметили необходимость работы над индексами развития человеческого капитала в отраслях с успешным опытом внедрения инновационных разработок. В частности, директор филиала DDI Russia Мария Мальцева рассказала о личном опыте в области разработки Индекса развития человеческого капитала в ТЭК. По ее мнению, данное индексирование будет способствовать ускорению развития компетенций персонала и приведет к формированию более ответственной кадровой политике в энергетической отрасли. Руководитель группы “Преподавание управления персоналом” Татьяна Лобанова в своем выступлении рассказала о проблеме отсутствия кадров и программ подготовки HR-специалистов для инновационного предпринимательства. Особенность персонала малых инновационных предприятий, по мнению эксперта, требует профессиональных управленцев, способных отбирать таланты, лидеров с предпринимательским потенциалом, мотивировать их, а также работать с ними в дистанционном режиме. Эти и другие компетенции предполагают создание специальных учебных программ для соответствующей специализации в малом предпринимательстве. В свою очередь, отсутствие таких специалистов, по мнению Лобановой, приводит к распространению серых схемы оплаты труда, нарушению Трудового законодательства, текучести персонала и невысокой эффективности его работы. Участники круглого стола также рассказали об успешном личном опыте внедрения и совершенствования инновационных технологий управления и развития человеческих ресурсов. По итогам круглого стола участниками был одобрен проект текста Резолюции, который будет доработан и дополнен в рамках работы IV Московского делового форума -2014 и направлен в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, в профильные комитеты Государственной Думы ФС РФ.

Текст Проекта Резолюции круглого стола «Развитие малых инновационных организаций: перспективы и проблемы законодательного регулирования организации инновационных рабочих мест»
(31 марта 2014 г., Государственная Дума ФС РФ)

Стабилизация экономики Российской Федерации после глобального экономического кризиса возможна только при условии постоянного развития инновационного производства. Это тесным образом связывает рост ВВП и подготовку кадров. Промышленное развитие страны ставит в качестве актуальной государственной задачи привлечение органов государственного и муниципального управления, работодателей и специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей промышленных предприятий в специалистах соответствующей квалификации.
По мнению участников, модернизация системы кадрового обеспечения должна кардинально отличаться от существующей системы подготовки кадров путем подготовки нового работника информационного типа, ориентированного на непрерывное профессиональное образование, подготовленного по интегрированным учебным программам, разработанным исходя в равной степени из нужд экономики и образования. Учреждения профессионального образования в своей деятельности должны совместно с органами управления образованием, работодателями и Федеральной государственной службой занятости населения обеспечить не только потребности промышленности в целом, но и инновационного производства в особенности в квалифицированных рабочих и специалистах, согласуя спрос предприятий на подготовку, переподготовку и повышение их квалификации. В свою очередь, внешняя эффективность работы данных образовательных учреждений должна определяться ростом спроса инновационных предприятий и населения на их услуги, числом выпускников, принятых на работу или продолжающих обучение в профессиональных образовательных учреждениях. Система профессионального образования может выступать в качестве базового профессионального образования для лиц, продолжающих обучение в учреждениях профессионального образования по совместимым отраслевым профессиям с соответствующим сокращением программ обучения. За профессиональными образовательными учреждениями должно быть юридически закреплено право подготовки не только квалифицированных рабочих, но и специалистов. Участники полагают, что существующий перекос в подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования и наметившаяся «демографическая яма» приведут к снижению числа абитуриентов и студентов в начальном и среднем профессиональном образовании.

В целях улучшения качества законодательного регулирования процесса организации инновационных рабочих мест на производствах, участники круглого стола предлагают:
1. Создать рабочую группу по развитию человеческого капитала среди молодежи вовлеченной в инновационную деятельность;
2. Обеспечить законодательную поддержку внедрения на рынке труда инновационных для России кадровых технологий;
3. Внедрять на государственном уровне систему наставничества как на производствах, так и в ВУЗах;
4. Проработать более глубоко вопросы защиты интеллектуальной собственности , в частности это касается научных статей и работ студентов до момента их официального опубликования;
5. В учебные планы технических ВУЗов ввести предметы, способствующие креативности мышления: промышленный дизайн, искусство и т.д.;
6. Встроить систему инкубаторов в систему постоянного обучения, и обеспечить на протяжении всего периода обучения возможность работать над собственными проектами и инновационными разработками, подтвержденными соответствующими патентами или авторскими свидетельствами;
7. Создать единый портал инновационной продукции и разработок НИОКР в России в рамках ВУЗов.

Также предлагается провести правовой аудит законодательных инициатив Общественной палаты РФ по следующим направлениям:
1. Признание рекрутингового бизнеса по подбору персонала, бесплатного для кандидатов на вакансии, социально значимым видом деятельности;
2. Придание административно-правового статуса должности директора по персоналу;
3. Признание гибкой занятости необходимым элементом российского рынка труда и способом ускоренного развития национального человеческого капитала;
4. Принятие неотложных мер по повышению качества высшего образования при подготовке специалистов по управлению персоналом и управлению человеческими ресурсами;
5. Создание системы подготовки специалистов по управлению персоналом и управлению человеческими ресурсами в рамках среднего специального образования;
6. Создание системы подготовки специалистов по подбору персонала в рамках высшего специального образования;
7. Включение личностного развития граждан России как важного элемента формирования национального человеческого капитала в приоритетные направления развития страны и государственные программы.
Все участники могут прислать свои рекомендации для включения в Резолюцию до 17 апреля 2014 года на почту 2014.forummsk@mail.ru